Способы гравировки на камне

Способы гравировки на камне

В настоящее время в среде профессиональных «гранитчиков» специализирующихся на изготовлении памятников ритуальной тематики сложилась практика использования следующих видов гравировки на камне:

  • ручной способ гравировки;
  • с использованием пескоструйного оборудования;
  • с использованием ударно-гравировальных станков;
  • с помощью лазера.

Очень кратко, глубоко не вдаваясь в технические нюансы каждой из вышеуказанных методик постараемся охарактеризовать их.

ПЕСКОСТРУЙНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ГРАВИРОВКИ.

Принцип работы пескоструйного оборудования заключается в следующем: взвешенные абразивные частицы – в нашем случае корундный песок, смешиваясь с струей сжатого компрессором воздуха, через общий канал-сопло, под давлением подаются на рабочую поверхность материала. Предварительно, под гравируемое изображение на плоттере вырезается трафарет из специализированной пленки, который потом наклеивается на камень. Таким образом частицы абразива воздействуют только на незащищенные трафаретной пленкой места камня. Глубина гравировки, в данном случае, зависит от количества проходов струи сжатого воздуха с абразивом по плоскости изображения.

УДАРНО-ГРАВИРОВАЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ.

Ударно-гравировальные станки работают по принципу механического воздействия алмазной иглой на поверхность каменной плиты.

Сам гравировальный станок конструктивно состоит из рамки – основания, представляющей из себя металлический каркас- прямоугольник, две грани которого условно определены в качестве координатных осей «Х» и «Y» и двух перемещающихся по соответствующим осям кареток – «Х»-каретки и «Y»-каретки. На камень изображение наносится благодаря ударному воздействию алмазной иглы расположенной на перемещающейся в горизонтальной плоскости «Х»-каретке. Сила удара и соответственно глубина пробивки камня настраиваются на ПК в соответствующей программе с помощью которой осуществляется управление параметрами гравировки. Игла многократно, построчно проходя по камню, механически гравирует заданное изображение.
Безусловно, нужно сказать о том, что предварительно, изображение подлежащее гравировке готовится в каком-либо графическом редакторе (Фотошоп и др.). Осуществляется тщательная ретушь фотографии. Отлаживаются резкость, контрастность, задаются значения белого и темного фона, настраиваются другие параметры. Далее, в ручном режиме, на компьютере оснащенном специализированным программным обеспечением, задаются корректировочные значения параметров гравировки, включая размер изображения. Только после этого его отправляют на печать.

ЛАЗЕРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ.

При использовании данной методики нанесения изображения на рабочую поверхность, тончайший луч лазера, взаимодействуя с полированной поверхностью материала, точечно, оплавляет её, что приводит к визуальному изменению структуры поверхности камня. Механически, лазерное гравировальное оборудование, не смотря на его безусловную высокотехнологичность, можно сравнить с гравировальным станком ударного типа с той лишь разницей, что рабочим элементом у него является луч лазера.

РУЧНАЯ НРАВИРОВКА.

Ручную гравировку можно охарактеризовать как «рисование» на камне с помощью специальных приспособлений (пучки, электрические машинки, скарпели и др.). Подготовленное в ч/б режиме изображение (например портрет), распечатывается в натуральную величину – в том размере в котором оно будет наноситься на камень. Механически, через копирку, на камень переносятся контуры и основные черты портрета. Дальше все зависит от мастерства и таланта художника. Переходы, полутона и все малоуловимые на физическом уровне детали изображения, определяющие безусловное портретное сходство с исходным фотографическим изображением - все это исключительно в руках мастера.

Глубина снятия верхнего, полированного слоя камня, осуществляемая механическим проходом в ручном режиме, например с помощью электрическом машинки, определяет постепенное изменение тоновых характеристик обрабатываемой площади изображения. Цвет постепенно меняется от насыщенно- черного (или др.) до белого. Изменяя таким образом структуру камня художник добивается появления контрастного рисунка.

Таков краткий анонc способов гравировки используемых гранитными мастерскими для художественного оформления изготавливаемых ими памятников. Следующую статью мы посвятим сравнительному анализу каждой из вышеописанных методик.


Возврат к списку


Материалы по теме: