Способы гравировки - какому отдать предпочтение?

Способы гравировки - какому отдать предпочтение?

Для оценки сильных и слабых сторон различных методов гравировки на камне условно разделим их на две категории:

Первая категория – автоматизированные методики (пескоструйный, ударно-гравировальный или станочный и лазерный)

Вторая категория – ручной способ гравировки

Автоматизированные методики в сравнении с ручной работой имеют ряд сходных между собой достоинств и недостатков.

К числу первых, безусловно, можно отнести – скорость гравировки и её стоимость. Так, в зависимости от выбранного способа и используемого оборудования стандартный портрет формата А4 на камень наносится за 15-40 минут, в то время как художнику, выполняющему такую же работу в ручном режиме потребуется в среднем 3-4 часа.

При использовании автоматизированных методов, себестоимость гравировки определяется амортизацией оборудования, затратами электроэнергии, износом расходных элементов. Ручной труд, безусловно, стоит дороже.

Поговорим теперь о недостатках методик условно объединенных нами в первую категорию.

Пескоструйный метод обладает достаточно ограниченным диапазоном применения – как правило, с его помощью наносятся изображения не имеющие градаций серого цвета – т.е. изображения без полутонов, состоящие исключительно из элементов черного и белого фона. Таким образом, портреты, иконы, пейзажи и многое др. с помощью пескоструйного метода на камень нанесены быть не могут.

Несмотря на свою гораздо большую универсальность, ударно-гравировальные станки не всегда способны обеспечить высокое качество гравировки (особенно с художественной точки зрения сложных изображений). Это обусловлено, в частности, достаточно высокими требованиями к качеству исходной фотографии (если мы говорим о портрете). Дело здесь в том, что границы применения ретуши вполне определенны. При её чрезмерно активном использовании, что иногда объективно оправдано неудовлетворительным качеством исходника, фотография превращается в рисунок. Говорить о серьезном портретном сходстве при таких обстоятельствах не приходится. На практике 60-70% предоставляемых заказчиками фотографий не удовлетворяют в полной мере необходимым критериям качества. Так же хочется отметить не устраненную производителями ударно-гравировальных станков проблему строчности получающегося изображения. Дело в том, что алмазная игла, нанося на поверхность камня заданное оператором изображение, перемещается строго горизонтально, т.е. по сути, всё изображение состоит из множества горизонтальных линий – проходов иглы. При ближайшем рассмотрении строчная структура изображения видна невооруженным взглядом.

При использовании лазерного оборудования, проблема, обусловленная далеко не всегда идеальным качеством исходной фотографии в полной мере сохраняет свою актуальность. Соответственно все, что мы писали выше, в части поиска компромисса между необходимостью ретуши и требованием сохранения фотографичности изображения, в полной мере имеет отношение и к лазерному способу гравировки. На практике, технологические особенности воздействия лазера на полированную поверхность камня, обуславливают некоторые характерные для получающихся таким образом изображений общие черты. Портреты, как разновидность изображений, оценка которых заказчиком характеризуется максимально высокими требованиями к качеству, точности и художественности передачи образа, при использовании метода лазерной гравировки получаются менее объемными и контрастными (более бледными) в сравнении с аналогичными портретами выполненными на камне методом ударной гравировки либо ручным способом. Также существенным недостатком автоматизированных способов гравировки является их высокая чувствительность к характеристикам самого камня. В идеале он должен иметь однородную структуру и цвет, плоскость на которую наносится изображение, также должна быть максимально ровной, что на практике не всегда так. Степень несоответствия критически важных характеристик, некоторые из которых перечислены выше, идеальным параметрам, обратно пропорциональна ухудшению качества получаемого в результате гравировки изображения.

Если говорить о нашем субъективном производственном опыте то мы принципиально НЕ используем различные автоматизированные способы гравировки ( пескоструйный, лазерный и др. за исключением случаев нанесения на камень черно-белых, без градаций серого цвета изображений). Опыт эксплуатации даже самого дорогостоящего оборудования позволяет нам с уверенностью говорить о том, что машинные способы нанесения изображения на камень, помимо безусловного ускорения и в незначительной степени удешевления процесса, обладают существенными недостатками.

Изображение никогда не получится «живым». Оно не будет объемным. Мелкие черты лица (морщинки, полутона, взгляд и т.д.) в полной мере не могут быть воспроизведены с помощью автоматической гравировки, а ведь именно они создают эффект «натуральности», именно эти мельчайшие нюансы, которые никогда не останутся без внимания профессионального художника, вручную выполняющего свой труд, определяют индивидуальность изображения, его естественность и законченность.

Никакая машина, механическим сканированием фотографического изображения на камень не воссоздаст образ близкого и родного нам человека.

Таким образом, объективно оценивая метод ручной гравировки как наиболее качественный и предпочтительный, все же повторимся, – на 90% результат в данном случае зависит от мастерства и таланта художника. Данное обстоятельство мы не рассматриваем как изъян метода поскольку априори наделяем исполнителя вышеуказанными качествами.


Возврат к списку


Материалы по теме: